МБОУ "СОШ с. Святославка"
село Святославка Самойловского района Саратовской области
  • Информационная безопасность

      В современном мире особую роль в становлении личности ребенка играет информационное пространство, в котором сосуществуют как традиционные, так и новые средства массовой информации и коммуникации. Следует отметить, что стремительное развитие использования компьютерных технологий оказывает огромное воздействие на формирование физического и психического здоровья и развития каждого ребенка в отдельности. Кроме того, формирование социальных установок подрастающего поколения во многом зависит от транслируемых в информационном пространстве правил и норм поведения. 

       Информационная безопасность детей - это состояние защищенности, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией вреда их здоровью и (или) физическому, психическому, духовному, нравственному развитию.

    безопасность

    Определение термина "информационная безопасность детей" содержится в Федеральном законе N 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию", регулирующим отношения, связанные с защитой детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию. Согласно данному закону "информационная безопасность детей" - это состояние защищенности, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией вреда их здоровью и (или) физическому, психическому, духовному, нравственному развитию.

    В силу Федерального закона N 436-ФЗ информацией, причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей, является:

    1. информация, запрещенная для распространения среди детей;

    2. информация, распространение которой ограничено среди детей определенных возрастных категорий.

    3. К информации, запрещенной для распространения среди детей, относится:

    4. информация, побуждающая детей к совершению действий, представляющих угрозу их жизни и (или) здоровью, в т.ч. причинению вреда своему здоровью, самоубийству;

    5. способность вызвать у детей желание употребить наркотические средства, психотропные и (или) одурманивающие вещества, табачные изделия, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, пиво и напитки, изготавливаемые на его основе; принять участие в азартных играх, заниматься проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством;

    6. обосновывающая или оправдывающая допустимость насилия и (или) жестокости либо побуждающая осуществлять насильственные действия по отношению к людям и животным;

    7. отрицающая семейные ценности и формирующая неуважение к родителям и (или) другим членам семьи;

    8. оправдывающая противоправное поведение;

    9. содержащая нецензурную брань;

    10. содержащая информацию порнографического характера.

    К информации, распространение которой ограничено среди детей определенного возраста, относится:

    1. информация, представляемая в виде изображения или описания жестокости, физического и (или) психического насилия, преступления или иного антиобщественного действия;

    2. вызывающая у детей страх, ужас или панику, в т.ч. представляемая в виде изображения или описания в унижающей человеческое достоинство форме ненасильственной смерти, заболевания, самоубийства, несчастного случая, аварии или катастрофы и (или) их последствий;

    3. представляемая в виде изображения или описания половых отношений между мужчиной и женщиной;

    4. содержащая бранные слова и выражения, не относящиеся к нецензурной брани.

    Документы

    • Все документы
    • Локальные
    • Планы
    • Локальные нормативные акты

    Детские безопасные сайты

    Родителям

    • Все опасности интернет-среды объединены в четыре основные группы рисков:

      1.     Контентные риски. Это материалы (тексты, картинки, аудио, видеофайлы, ссылки на сторонние ресурсы), содержащие насилие, агрессию, эротику и порнографию, нецензурную лексику, информацию, разжигающую расовую ненависть, пропаганду анорексии и булимии, суицида, азартных игр, наркотических веществ и т.д.

      2.     Коммуникационные риски. Связаны с межличностными отношениями интернет-пользователей и включают в себя риск подвергнуться оскорблениям и нападкам со стороны других. Примерами таких рисков могут быть незаконные контакты (например, груминг), киберпреследования, кибербуллинг и др. Для подобных целей используются различные чаты, онлайн-мессенджеры (ICQ, Google talk, Skype и др.), социальные сети, сайты знакомств, форумы, блоги и т.д.

      3.     Электронные риски. Это возможность столкнуться с хищением персональной информации, риск подвергнуться вирусной атаке, онлайн-мошенничеству, спам-атаке, шпионским программам и т.д. Вредоносное ПО (Программное обеспечение) использует широкий спектр методов для распространения и проникновения в компьютеры не только через компакт-диски или другие носители, но и через электронную почту посредством спама или скачанных из Интернета файлов.

      4.     Потребительские риски. Это злоупотребление в Интернете правами потребителя. Включают в себя следующее: риск приобретения товара низкого качества, различные подделки, контрафактную и фальсифицированную продукцию, потерю денежных средств без приобретения товара или услуги, хищение персональной информации с целью кибер-мошенничества и др. 

    Общие правила для родителей
    1. Независимо от возраста ребенка используйте программное обеспечение, помогающее фильтровать и контролировать информацию, но не полагайтесь полностью на него. Ваше внимание к ребенку - главный метод защиты.

    2. Если Ваш ребенок имеет аккаунт на одном из социальных сервисов (LiveJournal, blogs.mail.ru, vkontakte.ru и т.п.), внимательно изучите, какую информацию помещают его участники в своих профилях и блогах, включая фотографии и видео.

    3. Проверьте, с какими другими сайтами связан социальный сервис Вашего ребенка. Странички Вашего ребенка могут быть безопасными, но могут и содержать ссылки на нежелательные и опасные сайты (например, порносайт, или сайт, на котором друг упоминает номер сотового телефона Вашего ребенка или Ваш домашний адрес)

    4. Поощряйте Ваших детей сообщать обо всем странном или отталкивающем и не слишком остро реагируйте, когда они это делают (из-за опасения потерять доступ к Интернету дети не говорят родителям о проблемах, а также могут начать использовать Интернет вне дома и школы).

    5. Будьте в курсе сетевой жизни Вашего ребенка. Интересуйтесь, кто их друзья в Интернет так же, как интересуетесь реальными друзьями.

    Объсните детям, что можно, а что нельзя,

    • НЕЛЬЗЯ

      1. Всем подряд сообщать свою частную информацию (настоящие имя, фамилию, телефон, адрес, номер школы, а также фотографии свои, своей семьи и друзей);

      2. Открывать вложенные файлы электронной почты, когда не знаешь отправителя;

      3. Грубить, придираться, оказывать давление - вести себя невежливо и агрессивно;

      4. Не распоряжайся деньгами твоей семьи без разрешения старших - всегда спрашивай родителей;

      5. Не встречайся с Интернет-знакомыми в реальной жизни - посоветуйся со взрослым, которому доверяешь.

      ОСТОРОЖНО

      1. Не все пишут правду. Читаешь о себе неправду в Интернете - сообщи об этом своим родителям или опекунам;

      2. Приглашают переписываться, играть, обмениваться - проверь, нет ли подвоха;

      3. Незаконное копирование файлов в Интернете - воровство;

      4. Всегда рассказывай взрослым о проблемах в сети - они всегда помогут;

      5. Используй настройки безопасности и приватности, чтобы не потерять свои аккаунты в соцсетях и других порталах.

      МОЖНО

      1. Уважай других пользователей;

      2. Пользуешься Интернет-источником - делай ссылку на него;

      3. Открывай только те ссылки, в которых уверен;

      4. Общаться за помощью взрослым - родители, опекуны и администрация сайтов всегда помогут;

      5. Пройди обучение на сайте "Сетевичок" и получи паспорт цифрового гражданина!

    Документы

    • Все документы
    • Памятки
    • Федеральные

    Педагогам

    Памятка педагогам по обеспечению информационной безопасности обучающихся

    1. Объясните учащимся правила поведения в Интернете. Расскажите о мерах, принимаемых к нарушителям, ответственности за нарушение правил поведения в сети.

    2. Совместно с учащимися сформулируйте правила поведения в случае нарушения их прав в Интернете.

    3. Приучайте несовершеннолетних уважать права других людей в Интернете. Объясните им смысл понятия «авторское право», расскажите об ответственности за нарушение авторских прав.

    4. Проявляйте интерес к "виртуальной" жизни своих учеников, и при необходимости сообщайте родителям о проблемах их детей.

    5. Научите учеников внимательно относиться к информации, получаемой из Интернета. Формируйте представление о достоверной и недостоверной информации. Наставайте на посещении проверенных сайтов.

    6. Обеспечьте профилактику интернет-зависимости учащихся через вовлечение детей в различные внеклассные мероприятия в реальной жизни (посещение театров, музеев, участие в играх, соревнованиях), чтобы показать, что реальная жизнь намного интереснее виртуальной.

    7. Периодически совместно с учащимися анализируйте их занятость и организацию досуга, целесообразность и необходимость использования ими ресурсов сети для учебы и отдыха с целью профилактики интернет-зависимости и обсуждайте с родителями результаты своих наблюдений.

    8. В случае возникновения проблем, связанных с Интернет-зависимостью, своевременно доводите информацию до сведения родителей, привлекайте к работе с учащимися и их родителями психолога, социального педагога.

    9. Проводите мероприятия, на которых рассказывайте о явлении Интернет-зависимости, ее признаках, способах преодоления.

    10. Систематически повышайте свою квалификацию в области информационно-коммуникационных технологий, а также по вопросам здоровьесбережения.

    11. Станьте примером для своих учеников. Соблюдайте законодательство в области защиты персональных данных и информационной безопасности. Рационально относитесь к своему здоровью. Разумно используйте в своей жизни возможности интернета и мобильных сетей.

    Методические и справочные материалы

    Рекомендации по организации работы в информационном пространстве

    1. Перед началом работы необходимо четко сформулировать цель и вопрос поиска информации.
    2. Желательно выработать оптимальный алгоритм поиска информации в сети Интернет, что значительно сократит время и силы, затраченные на поиск.
    3. Заранее установить временный лимит (2-3 часа) работы в информационном пространстве (просмотр телепередачи, чтение, Интернет).
    4. Во время работы необходимо делать перерыв на 5-10 минут для снятия физического напряжения и зрительной нагрузки.
    5. Необходимо знать 3-4 упражнения для снятия зрительного напряжения и физической усталости.
    6. Работать в хорошо проветренном помещении, при оптимальном освещении и в удобной позе.
    7. Не стоит легкомысленно обращаться со спам-письмами и заходить на небезопасные веб-сайты. Для интернет-преступников вы становитесь лёгкой добычей.
    8. При регистрации в социальных сетях, не указывайте свои персональные данные, например: адрес или день рождения.
    9. Не используйте в логине или пароле персональные данные.
    10. Все это позволяет интернет-преступникам получить данные доступа к аккаунтам электронной почты, а также инфицировать домашние ПК для включения их в бот-сеть или для похищения банковских данных родителей.
    11. Создайте собственный профиль на компьютере, чтобы обезопасить информацию, хранящуюся на нем.
    12. Не забывайте, что факты, о которых вы узнаете в Интернете, нужно очень хорошо проверить, если выбудете использовать их в своей домашней работе. Целесообразно сравнить три источника информации, прежде чем решить, каким источникам можно доверять.
    13. О достоверности информации, помещенной на сайте можно судить по самому сайту, узнав об авторах сайта.
    14. Размещая информацию о себе, своих близких и знакомых на страницах социальных сетей, спросите предварительно разрешение у тех, о ком будет эта информация.
    15. Не следует размещать на страницах веб-сайтов свои фотографии и фотографии своих близких и знакомых, за которые вам потом может быть стыдно.
    16. Соблюдайте правила этики при общении в Интернете: грубость провоцирует других на такое же поведение.
    17. Используя в своей работе материал, взятый из информационного источника (книга, периодическая печать, Интернет), следует указать этот источник информации или сделать на него ссылку, если материал был вами переработан.

    Интернет-ресурсы для педагогических работников

    • Полезные ссылки (по вопросам безопасности детей в интернете):
    • www.detionline.com  Дети России Онлайн (разделы журнала «Дети в информационном обществе», образовательный проект «Дети в Интернете»)
    • http://www.internet-kontrol.ru/stati/roditelskiy-kontrolinterneta-obschenie-bez-riska.html Родительский контроль Интернета
    • http://www.google.ru/intl/ru/goodtoknow/familysafety/ Как обеспечить безопасность детей в Интернете
    •  http://www.cybermama.ru/ КиберМама — программа для родительского контроля за использованием домашнего компьютера ребенком
    •  http://gogul.tv/ Детский браузер Гогуль
    •  http://netkidscontrol.ru/ Предназначен для родительского контроля

     

    Методические и справочные материалы

    Материалы к урокам безопасного интернета

      Электронные ресурсы по теме «Безопасный интернет»

    • 1. http://www.saferunet.ru/ — Центр безопасного Интернета в России. Сайт посвящен проблеме безопасной, корректной и комфортной работы в Сети Интернет-угрозы и эффективное противодействие им.
    • 2. http://www.nachalka.com/BezOPASNOSt — сайт предназначен для учителей, родителей, детей, имеющих отношение к начальной школе
    • 3. http://www.ifap.ru/library/book099.pdf — информация для родителей: памятки, советы, рекомендации от компании Microsoft
    • 4. http://www.oszone.net/6213/ — компьютерный информационный портал Статья для родителей «Обеспечение безопасности детей при работе в Интернете» Рекомендации по программе «Родительский контроль».

    Дополнительные методические материалы

    • Советы по безопасности работы в общедоступных сетях Wi-fi
      1. Не передавай свою личную информацию через общедоступные Wi-Fi сети. Работая в них, желательно не вводить пароли доступа, логины и какие-то номера;

      2. Используй и обновляй антивирусные программы и брандмауер. Тем самым ты обезопасишь себя от закачки вируса на твое устройство;

      3. При использовании Wi-Fi отключи функцию "Общий доступ к файлам и принтерам". Данная функция закрыта по умолчанию, однако некоторые пользователи активируют ее для удобства использования в работе или учебе;

      4. Не используй публичный WI-FI для передачи личных данных, например для выхода в социальные сети или в электронную почту;

      5. Используй только защищенное соединение через HTTPS, а не HTTP, т.е. при наборе веб-адреса вводи именно "https://";

      6. В мобильном телефоне отключи функцию "Подключение к Wi-Fi автоматически". Не допускай автоматического подключения устройства к сетям Wi-Fi без твоего согласия.

    • Основные советы по безопасности в социальных сетях
      1. Ограничь список друзей. У тебя в друзьях не должно быть случайных и незнакомых людей;

      2. Защищай свою частную жизнь. Не указывай пароли, телефоны, адреса, дату твоего рождения и другую личную информацию. Злоумышленники могут использовать даже информацию о том, как ты и твои родители планируете провести каникулы;

      3. Защищай свою репутацию - держи ее в чистоте и задавай себе вопрос: хотел бы ты, чтобы другие пользователи видели, что ты загружаешь? Подумай, прежде чем что-то опубликовать, написать и загрузить;

      4. Если ты говоришь с людьми, которых не знаешь, не используй свое реальное имя и другую личную информации: имя, место жительства, место учебы и прочее;

      5. Избегай размещения фотографий в Интернете, где ты изображен на местности, по которой можно определить твое местоположение;

      6. При регистрации в социальной сети необходимо использовать сложные пароли, состоящие из букв и цифр и с количеством знаков не менее 8;

      7. Для социальной сети, почты и других сайтов необходимо использовать разные пароли. Тогда если тебя взломают, то злоумышленники получат доступ только к одному месту, а не во все сразу.

    • Основные советы по безопасной работе с электронными деньгами
      1. Привяжи к счету мобильный телефон. Это самый удобный и быстрый способ восстановить доступ к счету. Привязанный телефон поможет, если забудешь свой платежный пароль или зайдешь на сайт с незнакомого устройства;

      2. Используй одноразовые пароли. После перехода на усиленную авторизацию тебе уже не будет угрожать опасность кражи или перехвата платежного пароля;

      3. Выбери сложный пароль. Преступникам будет не просто угадать сложный пароль. Надежные пароли - это пароли, которые содержат не менее 8 знаков и включают в себя строчные и прописные буквы, цифры и несколько символов, такие как знак доллара, фунта, восклицательный знак и т.п. Например, $tR0ng!;;

      4. Не вводи свои личные данные на сайтах, которым не доверяешь.

    Поделиться страницей

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie