Здоровье подрастающего поколения – важный показатель качества жизни общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и формирующий ее развитие в будущем. Всемирной организацией здравоохранения признано, что здоровье – это не просто отсутствие болезней, а состояние физического, психического и социального благополучия. При этом подразумевается гармоничное сочетание социального, физического, интеллектуального, эмоционального и духовного аспектов жизни. Осуществить такую деятельность способен только человек, обладающий определенным мировоззрением, высоким уровнем развития личности, определенными убеждениями и установками, а также всесторонними знаниями, умениями и привычками здорового образа жизни.
Организация охраны здоровья учеников
Состояние здоровья учащихся и факторы его формирования
Забота о здоровье детей является одним из приоритетных направлений деятельности школы, поскольку лишь здоровые дети смогут полученные знания использовать в своей трудовой деятельности.
Задача повышения качества образования, поставленная перед современной школой, неразрывно связана с решением проблемы охраны и укрепления здоровья обучающихся.
Всемирная организации здравоохранения (ВОЗ) даёт следующее определение здоровью: «Здоровье — это полное физическое, психическое и социальное благополучие, а не только отсутствие болезни, т.е. это физическая, социальная, психологическая гармония человека, доброжелательные отношения с людьми, природой и самим собой».
Факторы, влияющие на здоровье школьников
На здоровье детей влияет огромное количество факторов:
- факторы, непосредственно связанные с образовательным процессом, образовательным учреждением (их часто называют «внутришкольными»);
- все остальные факторы, потенциально оказывающие воздействие на здоровье школьников.
Среди внутришкольных факторов особое влияние на здоровье детей оказывают такие бытовые факторы как:
- шум;
- освещенность;
- воздушная среда;
- размер помещений, кубатура;
- дизайн, цвет стен (видеоэкологические факторы);
- используемые стройматериалы, краска;
- мебель: размеры, размещение в помещении;
- видеоэкранные средства - компьютеры, телевизоры;
- пищеблок: ассортимент, качество пищи, организация питания;
- качество питьевой воды;
- экологическое состояние прилегающей территории;
- состояние сантехнического оборудования.
Существуют учебно-организационные факторы (в большей степени зависящие от учителей и администрации школы):
- объем учебной нагрузки, ее соответствие возрастным и индивидуальным возможностям школьника;
- расписание занятий, распределение нагрузки по дням, неделям, в учебном году;
- организационно-педагогические условия проведения урока (плотность, чередование видов учебной деятельности, проведение физкультминуток, упражнений для зрения и т.п.);
- объем физической нагрузки - по дням, за неделю, за месяц (на уроках физкультуры, на переменах, во внеучебное время);
- особенности уклада и норм жизни школы;
- медицинское и психологическое обеспечение образовательного процесса;
- участие родителей учащихся в жизни школы;
- психологический климат педагогического коллектива;
- наличие либо отсутствие системы работы по формированию культуры здоровья и здорового образа жизни учащихся;
- позиция и уровень компетентности руководства по вопросам сохранения и укрепления здоровья учащихся.
Также психолого-педагогические факторы (зависящие в большей степени от педагога):
- психологический климат в классе, на уроке, наличие эмоциональных разрядок;
- стиль педагогического общения педагога с обучающимися;
- характер проведения опросов и экзаменов, проблема оценок;
- степень реализации педагогом индивидуального подхода к обучающимся (особенно группы риска);
- соответствие используемых методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников;
- степень ограничений в свободе естественных телесных, эмоциональных и мыслительных проявлений, учащихся во время пребывания в школе;
- личные, психологические особенности педагога, его характера, эмоциональных проявлений;
- состояние здоровья педагога, его образ жизни и отношение к своему здоровью;
- обременение учителя собственными проблемами, его способность психоэмоционального переключения;
- степень педагогической автономии и возможности инновационной деятельности учителя;
- профессиональная подготовленность учителя по вопросам здоровьесберегающих образовательных технологий.
Медицинский работник выполняет следующий объем работы:
Охрана здоровья учащихся включает в себя: оказание первичной медико-санитарной помощи в порядке, установленном законодательством в сфере охраны здоровья. Для оказания доврачебной первичной медицинской помощи и проведения профилактических осмотров, профилактических мероприятий различной направленности, иммунизации, первичной диагностики заболеваний, оказания первой медицинской помощи в школе функционирует медицинский кабинет.
Медицинское обслуживание в школе осуществляется врачом школы, организующей свою деятельность совместно с врачом посольства. Медицинский работник постоянно находится в школе во время занятий.
Медицинский работник в школе выполняет следующий объем работы по плану:
- Организационная;
- Лечебно-профилактическая;
- Санитарно-противоэпидемическая;
- Санитарно-просветительская;
- Контроль питания в школьной столовой.
В школе работают медицинские работники имеющие сертификаты специалиста, допуски к проведению профилактических прививок.
Основной задачей медицинских работников является контроль за здоровьем и развитием учащихся, проведение лечебно-профилактических мероприятий, направленных на охрану и укрепление их здоровья. Для оказания первой медпомощи медицинский кабинет укомплектован всеми необходимыми медикаментами, имеются стерильные бинты, посиндромные наборы, а также медикаменты для приема внутрь.
Температурный режим
Температура помещений школы
Помещение | Значение, °С |
---|---|
Учебные классы | 18-24 |
Актовый зал | 18-24 |
Спортивный зал | 17-20 |
Столовая | 18-24 |
В соответствии с санитарным законодательством, температура воздуха в учебных помещениях и кабинетах, актовом зале, столовой, рекреациях, библиотеке, вестибюле, гардеробе должна составлять 18-24 градусов Цельсия. Во внеучебное время при отсутствии детей, согласно санитарных правил, в помещениях школы должна поддерживаться температура не ниже 15 градусов Цельсия, а отключение отопления в школе вообще не допускается. Для контроля температурного режима учебные помещения и кабинеты должны быть оснащены бытовыми термометрами. Не допускается использование переносных обогревательных приборов, а также обогревателей с инфракрасным излучением.
Температурный режим для ограничения посещения школы
Температура | Скорость ветра | Занятия отменяются в классах |
---|---|---|
- 20 и ниже | 1-4 м/с | 1-6 |
- 25 и ниже | более 5 м/с | 1-11 |